Новости
11.07.2019

Всероссийская конференция

15 апреля 2019 г. в г. Москве в Торгово-промышленной палате РФ успешно прошла Всероссийская конференция «Стратегия развития строительной отрасли в Российской Федерации», которая собрала на своей площадке более 400 участников: представителей федеральных и региональных органов государственной власти и местного самоуправления, институтов развития, представителей экспертного, научного и бизнес сообществ, профессиональных объединений из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Республики Татарстан, Республики Крым  и других регионов России. Более 40 спикеров выступили с докладами на актуальные темы развития строительной отрасли России в пленарном заседание и трех тематических секциях посвященных вопросам ценообразования в строительстве, развития BIM-технологий в России, влияния государственных и корпоративных закупок на строительную отрасль. 


Организаторами Всероссийской конференции «Стратегия развития строительной отрасли в Российской Федерации» выступили Саморегулируемые организации Ассоциация строительных компаний «Межрегиональный строительный комплекс» (СРО АСК «МСК») и Ассоциация  проектных компаний «Межрегиональная ассоциация проектировщиков» (СРО АПК «МАП»), которые в этом году отмечают 10-летний юбилей.


Конференция проводилась при поддержке Минстроя России, Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации и Ассоциации «Национальное объединение строителей». 


Впервые вопрос об участии строительного сообщества в разработке стратегии развития строительной отрасли прозвучал в ноябре 2018 года на Всероссийском съезде строительных СРО. Министр строительства и жилищно-коммунального  хозяйства Владимир Якушев призвал представителей отраслевого сообщества  подключиться к этой работе. Всего за несколько месяцев была развернута активная деятельность. Всероссийская конференция «Стратегия развития строительной отрасли в Российской Федерации» стала первым масштабным мероприятием с привлечением широкого круга участников.


В пленарном заседании конференции приняли участие и выступили с докладами Дмитрий Волков, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Ефим Басин, почетный президент НОСТРОЙ, Глеб Покатович, первый заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Анвар Шамузафаров, вице-президент Российского Союза Строителей, Андрей Волков, ректор Московского государственного строительного университета, Виктор Прядеин, исполнительный директор НОСТРОЙ, Игорь Горячев, директор ГАУ МО «Мособлэкспертиза»; Павел Малахов,  заместитель председателя Комитета НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли и контрактной системы, член Научно-экспертного совета по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при Минстрое России,  генеральный директор СРО АСК «МСК» и СРО АПК «МАП»; Олег Корнеев, начальник управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России;


Ксения Банникова, начальник управления по внешнеэкономической деятельности Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации; Юрий Сколубович, ректор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университет, д.т.н., профессор, член-корреспондент РААСН; Илья Бартош,  начальник отдела стратегического развития строительной отрасли Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области; Юрий Десятков, генеральный директор Союза строительных компаний Урала и Сибири; Владимир Трояновский, заместитель генерального директора Градостроительного института «Гипрогор проект», а также представители саморегулируемых, проектных и строительных организаций, предприятий стройиндустрии.


Открывая пленарное заседание, его модератор, вице-президент НОСТРОЙ Антон  Глушков отметил, что впервые за последние годы у профсообщества появилась возможность принять участие в формировании образа будущего строителя, макроэкономических показателей и устройства строительной сферы, и пригласил активно подключиться к разработке нового стратегического документа.


«Стратегия должна носить прорывной характер, - сказал в своем выступлении на пленарном заседании заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Дмитрий Волков, - по сути, она должна стать инновационной стратегией развития», - подчеркнул замминистра.


В ходе пленарного заседания представители отрасли обозначили целый ряд проблем, требующих как тактических, так и стратегических решений. Основные из них снижение инвестиций и падение объема ввода жилья, низкая рентабельность по сравнению с инфляцией и ценовой демпинг, устаревшая нормативно-техническая база и избыточное государственное регулирование, разбалансированная система государственного  ценообразования и наличие «брешей» в государственной контрактной системе, кадровые проблем в отрасли и разрыв между требованиями институтов  к выпускникам и фактическими потребностями отрасли, а также не соответствие нормативно-правовой базы современным требованиям в науке и образовании. Безусловно, решение названных проблем должно  быть заложено в новой «Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года».

  

По мнению участников конференции, ключевыми направлениями Стратегии могут стать привлечение инвестиций, в том числе иностранных; создание равных требований ко всем участникам строительного процесса; противодействие демпингу; справедливое вознаграждение подрядчика за выполненные работы, для чего должна быть модернизирована система приемки работ; введение квалификационных требований не только к подрядчикам, но и к заказчикам, представителям госстройнадзора, которые должны быть не менее компетентными, чем подрядчики, а ответственность должна быть зеркальной.


Необходимо предусмотреть разделение понятий функций контроля и надзора, а, чтобы не разрушить малый и средний строительный бизнес, крайне важно изменить соотношение многоквартирных и малоэтажных домов, так как только малоэтажное строительство может обеспечить загрузку малых и средних застройщиков, а это значит, что должны появиться программы поддержки малоэтажного строительства. 


Развитие и совершенствование строительной отрасли в рамках разных программ и проектов должно основываться на принципах конкуренции, что необходимо подчеркнуть в новом стратегическом документе.


Обсуждая проблемы системы образования в отрасли, участники конференции предлагали  решать их за счет внедрение цифровых технологий, равномерного технологического развития, адаптации нормативно-цифровой базы и интеграции промышленности с университетами. Полезным могло бы быть создание научно-образовательных центров на основе территориально распределенной инновационной модели взаимодействия на базе региональной сети университетов, а также региональных центров развития строительной отрасли - инновационных центров в строительстве, объединяющих все заинтересованные стороны (строительные организации, банки, девелоперы, научные организации, ВУЗы, общественные организации, СРО, представителей государственных органов).


После завершения пленарного заседания Всероссийская конференция продолжила свою работу в формате  трех тематических секции по вопросам ценообразования в строительстве, развития BIM-технологий в России, влияния государственных и корпоративных закупок на строительную отрасль.


От новой «Стратегия-2030» власти и профессиональное сообщество ожидают решения таких важных задач, как цифровизация строительной отрасли и переход к «бесшовному» градостроительному регулированию. Как раз об этом шел разговор на секции  «Развитие BIM-технологий в России», партнером которой выступил Концерн Grundfos (ООО «Грундфос»).


Открывая секцию, ее модератор, директор Федерального центра нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве (ФАУ «ФЦС»), Андрей Басов обозначил важную роль и особое место технологий информационного моделирования  в контексте модернизации, развития и цифровизации строительной отрасли. Он напомнил, что государственная программа поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в строительной отрасли РФ стартовала в 2014 году, и за последние годы накопился  достаточный опыт, как в бизнесе, так и государстве, который должен «прорасти» в разрабатываемой «Стратегии развития строительной отрасли в Российской Федерации до 2030 года».


Андрей Басов представил на секции «Концепцию внедрения системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства с использованием  технологии информационного моделирования в Российской Федерации», которую планируется утвердить к июлю 2019 года.


По словам директора ФАУ «ФЦС», государство намерено сделать процесс перехода к BIM плавным и комфортным для строительного рынка. В созданной Государственной информационной системе ключевым станет уникальный номер  объекта, который присваивается на этапе прохождения экспертизы, и по которому будет идентифицироваться объект на всех этапах жизненного цикла. Информация об объекте с данным номером будет доступна всем пользователям ГИС.  «Цифровая экосистема» будет иметь  возможности непрерывного накопления и обмена данными в течение всех этапов жизненного цикла с применением современных информационных технологий и платформенных решений на базе существующих и разрабатываемых информационных систем в сфере градостроительной деятельности, она позволит повысить качество исполнения государственных функций по планированию, принятию решений, оказанию государственных услуг и осуществлению надзорной деятельности.


С докладами на секции выступили  Михаил Викторов, председатель Комиссии при Общественном совете Минстроя по вопросам реализации внедрения технологии информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла», Председатель Комитета по градостроительной политике, строительству и промышленности строительных материалов Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей); Денис Давыдов руководитель проектного офиса Москомэкспертизы;  Кирилл Холопик, генеральный директор «Института развития строительной отрасли» (представитель НОПРИЗ).


Михаил Викторов рассказал о текущей деятельности Рабочей группы по внедрению BIM-технологии, созданной решением Комиссии по вопросам реализации и внедрения информационных технологий Общественного совета при Минстрое России; Денис Давыдов - о положительном опыте внедрения  и особенностях системы оценки информационных моделей объектов в Москомэкспертизе; Кирилл  Холопик обозначил ключевые проблемы развития информационного моделирования в России и пути их решения.

   

По мнению спикеров для масштабной цифровизации строительной отрасли необходимо утвердить требуемые законодательные изменения (ГрК РФ, стандарты, регламенты, порядок хранения и использования данных, передача в ЕГРЗ), выделить финансирование на организацию подготовки (профпереподготовки) специалистов (инженеров, проектировщиков и т.д.) и на проведение  конкурсов  на НИОКР  для разработки цифровых реестров и справочников, выявления коллизий и противоречий, и, конечно, обязать госзаказчиков и проектные институты разрабатывать проектные решения в виде информационных моделей (включая цифровые модели).


Несколько докладов на секции были из практической области. О создании BIM-ориентированного классификатора строительной информации и международном опыте по данному вопросу доложил на конференции Владимир Волкодав, генеральный директор ООО «НИЦ ЦПС». Спикер отметил, что BIM-ориентированный классификатор строительной информации необходим в первую очередь, для того, чтобы обеспечить процесс «бесшовного» обмена информацией и документацией между инвесторами, заказчиками (застройщиками), генпроектировщиками, генподрядчиками, органами государственного кадастрового учета объектов недвижимости и землеустройства, органами экспертизы, органами контрольно-надзорной деятельности, органами государственной власти и местного самоуправления по всей цепочке движения инвестиционно-строительного проекта. «Для полноценного взаимодействия всех участников процесса информационного обмена в строительной отрасли необходим общий язык представления строительной информации, обеспечить который призвана единая система строительной классификации. Использование систем классификации делает возможным индексацию и структурирование всего массива данных по проекту, обеспечивая тем самым удобный доступ к данным и позволяя однозначно идентифицировать состав модели на каждом из этапов жизненного цикла объекта строительства, - отметил Владимир Волкодав.


С точки зрения нормативного регулирования в строительстве, формирование и дальнейшее применение требований к информационным моделям объектов капитального строительства является невозможным без использования классификационных систем строительной информации. Для обеспечения «бесшовности» обмена информацией между различными программными решениями, на практике применяются универсальные форматы представления данных, в частности XML, JSON и специализированный IFC. BIM-ориентированный классификатор строительной информации, существуют в рамках концепции универсальных форматов представления данных и концепции универсального языка представления данных.


Анастасия  Чиркова, ведущий инженер концерна «Грундфос», выступила на секции с докладом на тему: «BIM-контент от Grundfos, как инструмент эффективной работы проектировщика». Компания Grundfos предлагает ряд решений в сфере информационного моделирования, предназначенных для инженеров и проектировщиков. Так, на сайте компании открыт раздел «Библиотека оборудования», где размещаются адаптированные к российскому рынку BIM-модели в формате RFA. Кроме того, пользователям доступна программа для подбора оборудования Grundfos Product Center, которая позволяет оценить экономическую эффективность инженерных решений не только на стадии проектирования, но и в перспективе 5 – 20 лет.  


Об опыте  применения технологий информационного моделирования на экспериментальном объекте в городе Москве рассказал на секции Олег Рындин, первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы. Результаты эксперимента показали необходимость  отработки порядка проведения экспериментов в строительстве, а именно следует разработать  соответствующие НПА, разрешающие на экспериментальных объектах отступления от действующих требований по  проектированию, экспертизе проектов и организации строительства. Данная мера, по мнению Олега Рындина,  позволит, не снижая требований к безопасности, найти наиболее целесообразные способы организация проектирования, экспертизы проектов, организации строительства, что крайне необходимо для эффективного использовании технологий информационного моделирования.


От проектного сообщества на конференции выступил  Андрей Шишкин, председатель Совета директоров Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Гипрогор проект», который отметил, чего не хватает современным проектным компаниям, чтобы максимально эффективно использовать BIM-технологий в проектировании, в частности, развитию рынка моделирования сегодня мешает отсутствие возможности получения заключения госэкспертизы и разрешения на строительство на основе информационной модели.


Работа секции «Развитие BIM-технологий в России» на Всероссийской конференции «Стратегия развития строительной отрасли в Российской Федерации» завершилась дискуссией, где участники высказали целый ряд предложений о  необходимости перехода на одностадийное проектирование и разработки программы поддержки строительных организаций, желающих использовать технологии информационного моделирования на стройке. Поскольку процесс внесения в законодательные документы поправок по теме информационного моделирования весьма длительный, то поступило предложение детально конкретизировать взаимоотношения Заказчик – Подрядчик  в контрактах, для этого разработать типовые контракты на проектирование и строительство с использованием технологий информационного моделирования, которые бы учитывали особенности, возможности и риски сторон. Также было предложено разработать Методику расчета стоимости жизненного цикла объекта на базе существующих аналогичных документов НОПРИЗ.


Вторая секция  Всероссийской конференции «Стратегия развития строительной отрасли в Российской Федерации» была посвящена насущным и стратегическим вопросам ценообразования в строительной отрасли России.


Модерировал секцию  Павел Малахов, заместитель председателя Комитета НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли и контрактной системы, член Научно-экспертного совета по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при Минстрое России, генеральный директор СРО АСК «МСК» / СРО АПК «МАП». В работе секции приняли участие представители федеральных и региональных органов экспертизы и ценообразования, проектных и строительных компаний, саморегулируемых организаций, представители научных и профессиональных сообществ и другие. О проекте Стратегии развития ценообразования в строительстве рассказал в своем докладе Сергей Лахаев, заместитель начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России». По его мнению, переход к ресурсному методу необходимо производить поэтапно, а запланированные меры в условиях существующей сегодня парадигмы нормативного регулирования потребуют больше времени для реализации.


«В связи с этим был разработан план, который предполагает, что переход будет осуществляться планомерно, без шока для строительной отрасли, и завершится к 2022 году», - сообщил заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию. Предлагаемый план мероприятий по совершенствованию системы ценообразования в строительстве предусматривает следующие основные этапы:


- на переходный период - до 01 января 2021 года - сохранить и уточнить действующий порядок определения сметной стоимости строительства базисно-индексным методом;


- в рамках переходного периода - до 01 января 2022 года - провести апробацию ресурсной модели с возможностью использования сметных цен, рассчитанных и опубликованных на основании их мониторинга, с возможностью определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом с использованием индексов пересчета в текущий уровень цен по отдельным ресурсам;


- по результатам сбора сведений о цене строительных ресурсов непосредственно от производителей - с 01 января 2022 года - осуществить окончательный переход на ресурсный метод определения сметной стоимости строительства на основании данных о стоимости строительных ресурсов, размещаемых во ФГИС ЦС.


С докладом на тему: «Перспективы разработки, утверждения и применения укрупненных нормативов цены строительства», выступил Сергей Головин, заместитель директора департамента ценообразования градостроительного зонирования Минстроя России, председатель Комитета по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве РСС. 


Сегодня одна из основных проблем в сфере ценообразования - отсутствие механизмов определения стоимости строительства с различной степенью укрупнения и точностью, зависящей от стадии реализации инвестиционного проекта.


Стратегией развития строительной отрасли предусмотрен переход на управление стоимостью строительства на разных стадиях реализации проекта, в том числе выделение различных уровней детализации и проработки проекта.


Предполагаемая степень точности определения сметной стоимости на разных стадиях:


Экономическое обоснование инвестиций (НЦС) – точность +/- 20%


Стадия проектирования (НЦКР) - +/- 10%


Стадия рабочей документации (ГЭСН/ФЕР) - +/- 2%.


Создание четких и понятных механизмов формирования стоимости. Обеспечение возможности расчета сметной стоимости строительства на основе норматива цены  конструктивного решения (НЦКР) с внедрением информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства.


Предложенная модель поддержана участниками секции. По мнению Юлии Павловой, директора по развитию «Томского центра ценообразования в строительстве»,  реализация такого подхода позволит избежать множества проблем на стадии реализации инвестиционных проектов. Поэтому это скорее текущая задача, а не стратегическая, тем более что разработка НЦКР была предусмотрена еще в 2009 году постановлением Правительства РФ № 427 от 18.05.2009 г.


Участники секции также отмечали, что требует решения сложившаяся практика включения в госконтракт сметы, разработанной в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567 проектно-сметным методом. Принципиально подход к формированию сметы как приложения к госконтракту не требует включения сметы, сформированной по расценкам, а только перечень работ и стоимость этих работ. Позиция Минстроя России, изложенная в письме от 23.03.2015 №7830-ЛС/03 не изменилась, но анализируя сложившуюся практику требует дополнительных разъяснений среди заказчиков и контрольных органов.


Татьяна Кочергина, заместитель директора ОАО «Мосстройцены», обратила внимание участников секции, что вопрос формирования стоимости должен решаться с учетом не просто принципов минимизации затрат на строительство, а с учетом оценки эксплуатационных затрат. Как правило, эксплуатационные затраты по дешевым проектным решениям значительно выше, но на стадии проверки сметной документации установлен предельный уровень, который не позволяет предусмотреть в проекте современные технологии, позволяющие экономить на эксплуатационных затратах. Предложено пересмотреть формулировку, предусматривающую такое ограничение (в частности, постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 427).


В работе секции «Ценообразование в строительстве» приняли участие не только строители, но и проектировщики. Вопросы разработки сметных нормативов на работы по подготовке проектной документации осветил Юрий Величко, генеральный директор ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект». В связи с отсутствием в Градостроительном кодексе понятия «цены на проектные работы», формирование сборников предполагается предусмотреть в Методиках по разработке сметных нормативов на проектные и изыскательские работ и не в базисном, а в текущем уровне. По словам Юрия Величко только 25 существующих нормативов на проектные работы разработаны в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, и то в редакции на момент их разработки без учета последующих дополнений, поэтому менять необходимо все сборники и как можно быстрее.


В будущем и в настоящем процесс непрерывного совершенствования ценообразования в информационной экосистеме должен основываться на научных и нормативно-технических исследованиях, а также сборе и анализе статистических данных. Подробнее о перспективах развития федеральной государственной информационной системы по ценообразованию в строительстве рассказал заместитель начальника Главгосэкспертизы России Александр Вилков. Он напомнил, что в системе планируется добавление источников, предоставляющих сведения о цене строительных ресурсов. Для этого во ФГИС ЦС планируется создать личные кабинеты для поставщиков строительных материалов. Личные кабинеты будут созданы и для региональных органов исполнительной власти и государственных компаний, что позволит им предоставлять данные по мониторингу ресурсов используемых при расчете индексов пересчета в текущий уровень цен. Кроме того, Александр Вилков отметил, что планируется доработка подсистемы «Классификатор строительных ресурсов», из которой будут выделены основные ресурсы, используемые в ходе строительства, - мониторинг цен по ним будет вестись Главгосэкпертизой России.


«В перспективе мы хотим сделать ФГИС ЦС более доступной и понятной для пользователей системой, инструментом, который действительно поможет повысить достоверность и прозрачность определения стоимости строительства на всех стадиях инвестиционно-строительного проекта», - уточнил Александр Вилков.


Участники секции отмечали, что в настоящее время существует ряд проблем ФГИС ЦС, например, наполняемость которой не позволяет составить смету ресурсным методом (только 5% необходимых для смет ресурсов). Так же много вопросов и к качеству размещаемой в ФГИС ЦС информации, сравнивая показатели рынка с отчетными данными производителей выявлены существенные отличия. Данные ФГИС ЦС в регионах ниже рыночных цен. Для повышения достоверности сведений планируется включение в ФГИС ЦС не только производителей, но и оптовых продавцов, а также информации от органов исполнительной власти. По словам участников секции, предоставляющих информацию в ФГИС ЦС по-прежнему есть проблемы с регистрацией и сдачей данных, отсутствует обратная связь. При этом, сборники сметных цен на материалы (ФССЦ) и машины (ФСЭМ) не актуализируются и содержат до 30% неактуальных ресурсов.


Участники секции по ценообразованию, так и докладчики на пленарной сессии отмечали крайнюю степень зарегулированности в Градостроительном кодексе.


Опасения представителей строительного сообщества связаны с планами Минстроя на стадии исполнительной документации по сбору данных о фактически понесенных затратах на строительство объектов для корректировки нормативов и методологических подходов. Конкретные объемы и формы отчетности в плане не отражены, но опасения связаны с возможностью роста и так уже большого объема исполнительной документации.


В рамках работы над новой стратегией также должны быть решены проблемы по методологии формирования оплаты труда (в методике от уровня оплаты в среднем по экономике без учета специфики строительной отрасли) и приняты меры по урегулированию данного вопроса в новом проекте. Стоит отметить, что по мнению строительного сообщества принятые меры не решают проблемы (проектом предусмотрено формирование показателей органами исполнительной власти и согласование с Минстроем как промежуточных коэффициентов, так и ежеквартальных показателей).


В докладе д.э.н., председателя подкомитета НОСТРОЙ по ценообразованию в строительстве Ольги Дидковской, вновь прозвучали опасения в связи с вступлением в силу приказа Минстроя от 5 июня 2018 г. № 336/пр «Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ». В настоящее время Минстроем подготовлен проект приказа о переносе срока вступления в силу приказа № 336/пр с даты вступления в силу приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июля 2018 г. № 398/пр «Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и информационной карты указанного типового контракта» (01 июля 2019 г.). Не все участники согласились с тем, что есть проблемы с формированием графиков и применением данного приказа.


Вероятно, потребуется конкретизация порядка применения принципов взаиморасчетов в Типовом контракте для разграничения сметы, сформированной для определения НМЦК и сметы, являющейся приложением к контракту.


Участники секции сошлись во мнении, что одним из ключевых направлений «Стратегии-2030» должно стать  обеспечение возможности перехода к такой модели ценообразования, которая позволит определять сметную стоимость строительства на разных этапах проектирования с заданной точностью: на стадии разработки обоснования инвестиций с применением укрупненных нормативов цены строительства, на стадии проектирования с применением нормативов цены конструктивных решений, на стадии разработки рабочей документации с применением государственных элементных сметных норм.


В завершении дискуссии на Всероссийской конференции «Стратегия развития строительной отрасли в Российской Федерации» Павел Малахов подвел итоги работы Секции 2:  «Ценообразование в строительстве». Модератор еще раз акцентировал внимание на основных проблемах существующей системы ценообразования: на низкой точности определения сметной стоимости, отсутствии  эффективной системы сбора, анализа и обработки информации о достоверной стоимости строительных ресурсов, на недостаточности наполнения системы ФГИС ЦС, а также обозначил направления, которые должны быть учтены при разработке «Стратегии развития строительной отрасли в Российской Федерации до 2030 года», а именно:


- поддержание работоспособности базисно-индексного метода до перехода на ресурсный метод;

- поэтапный переход на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства;

- восстановление институтов нормирования и ценообразования в строительстве;

- информатизация системы ценообразования и сметного нормирования;

- управление стоимостью строительства на различных стадиях реализации проекта;

- определение стоимости полного жизненного цикла инвестиционно-строительного проекта;

- исключение из НЦС понятие «предельной» стоимости, заменив его понятием «предполагаемой» стоимостью.


В заключение Секции «Ценообразование в строительстве» Павел Малахов поблагодарил спикеров и участников конференции и призвал присоединиться к активной работе по разработке Стратегии-2030 в проектных группах, созданных при Минстрое России.


Третья секция Всероссийской конференции «Стратегия развития строительной отрасли в Российской Федерации» была посвящена актуальным  вопросам «Влияния государственных и корпоративных закупок  на строительную отрасль». Модерировал секцию  Виктор Прядеин, исполнительный директор Ассоциации «Национальное объединение строителей».


О текущем состоянии государственных и корпоративных закупок по строительству доложил  Валерий Карпов,  заместитель исполнительного директора Ассоциации «Национальное объединение строителей».


Проблемные вопросы заключения и исполнения контрактов в сфере строительства затронул в своем выступлении Денис  Колпаков, директор по развитию START CITY GROUP, член президиума Ассоциации СРО «Гильдия Пермских Строителей».


О тенденциях и направлениях совершенствования нормативного регулирования закупок, рассказала собравшимся Екатерина Лезина, председатель Комитета Российского союза строителей по развитию конкуренции в строительной отрасли; а о тенденциях и направлениях развития финансового обеспечения государственных и корпоративных закупок - Армен Минасян, директор департамента бизнеса «Город Денег» - P2P кредитование.


Наталья Разумова, директор департамента права СРО Союз строительных компаний Урала и Сибири, и Александр Мешалов, директор департамента нормативного и методического обеспечения Ассоциации «Национальное объединение строителей» подискутировали о роли саморегулируемых организаций в государственных и корпоративных закупках.


В ходе активной дискуссии участники секции высказывались о целесообразности повышения ответственности СРО за своих членов и создания публичных реестров документов, подтверждающих опыт организаций; о необходимости разработки требований к сертификации и аттестации исполнителей строительного контроля; об установлении персональной ответственности главных инженеров проектов, главных  архитекторов проектов, а также повышении ответственности экспертов и экспертных организаций за выдаваемые ими заключения. Также отмечалась важность организации единого  информационного пространства для обеспечения государственных и корпоративных закупок и исполнения обязательств по договорам подряда. Участники секции поддержали высказывания спикеров о результативности оперативного реагирования на законодательные инициативы путем создания рабочих групп по рассмотрению проектов НПА, затрагивающих и сферу закупок в строительной отрасли.


По итогам работы секции участники обозначили четыре основные направления, требующие внесения изменений в перспективе:


1.    необходимо решить проблему контроля за исполнением договоров путем создания единого информационного пространства (ЕИП) для заказчиков, подрядчиков и всех заинтересованных лиц;

2.    необходимо определить документ, который бы подтверждал фактическое выполнение работ подрядчиком, и, следовательно, его достаточную квалификацию для выполнения заявленных  работ (услуг), и размещался в открытом доступе для всех заинтересованных лиц;

3.    необходимо отказаться от выписок из реестра членов, изготавливаемых в бумажном виде, с целью минимизации рисков их фальсификации недобросовестными подрядчиками;

4.    а также необходимо полностью цифровизировать  процесс строительства, начиная от отбора подрядчиков оканчивая  исполнением контракта и вводом объекта в эксплуатацию.


В заключение работы секции модератор Виктор Прядеин отметил, что строительному сообществу сегодня требуется объединение усилий и лишь сплочение отрасли позволит обеспечить развитие в будущем.


Исполнительный директор Ассоциации «Национальное объединение строителей» пригласил всех заинтересованных принять участие в разработке «Стратегии-2030».


Формирование стратегии развития строительной отрасли до 2030 года планируется завершить в октябре текущего года, об этом сказал на пленарном заседании Всероссийской конференции замглавы Минстроя Дмитрий Волков.


Координировать разработку всех разделов стратегии и формировать сводный документ поручено Аналитическому центру при Правительстве РФ. 


По результатам работы конференции и дискуссий на секциях сформированы ключевые направления развития и предложения, которые будут направлены в Минстрой России и Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации с целью отражения в проекте «Стратегии развития строительной отрасли России на период до 2030 года».

Сайт конференции - http://portal-sro.ru/conference/


Организаторами Всероссийской конференции «Стратегия развития строительной отрасли в Российской Федерации» выступили:


-  Саморегулируемая  организация Ассоциация строительных компаний «Межрегиональный строительный комплекс» (СРО АСК «МСК») и

- Саморегулируемая  организация Ассоциация  проектных компаний «Межрегиональная ассоциация проектировщиков» (СРО АПК «МАП»).


Группа саморегулируемых организаций действует под руководством Павла Малахова, заместителя председателя Комитета НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли и контрактной системы, члена Научно-экспертного совета по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при Минстрое России, генерального директора СРО АСК «МСК» и СРО АПК «МАП».    


В 2019 году СРО АСК «МСК» / СРО АПК «МАП» отмечают юбилей – 10 лет работы в строительной отрасли России. С 2009 года Группа саморегулируемых организаций прошла большой путь от небольшого некоммерческого партнерства, объединяющего чуть более 100 профессиональных строителей теплоэнергетической отрасли, до авторитетной организации, главная цель которой защита прав и законных интересов предпринимателей. 


Сегодня Группа СРО объединяет более 700 компаний. В их числе ведущие организации комплекса городского хозяйства города Москвы, молодые компании и индивидуальные предприниматели, которые динамично развиваются и смело смотрят в будущее.


https://www.youtube.com/watch?v=5kc5ta-Fd54&feature=em-share_video_user


В целях стабильного развития отраслевого бизнеса и поддержки деятельности членов Группы СРО ведется работа по снижению административных барьеров в строительной отрасли. СРО активно взаимодействуют с органами исполнительной власти по осуществлению государственного строительного надзора и представляют интересы своих членов в спорных ситуациях.


Ассоциация принимает участие в обсуждении проектов нормативно-правовых актов, вносит предложения о поправках в действующее законодательство, участвует в развитии и формировании экономически обоснованной, устойчивой системы ценообразования в строительстве. Для поддержки деятельности членов Группа СРО проводит информационно-разъяснительные мероприятия, круглые столы и семинары, с привлечением ведущих специалистов отрасли. Создан «Научный центр повышения квалификации, качества и безопасности», организована электронная площадка — портал СРО, запущен интерактивный сервис по работе с документами, собственная электронная торговая площадка.


Ассоциация успешно прошла проверку Ростехнадзора без замечаний, что отмечено на официальном сайте ведомства.  Кроме того, в СРО разработаны методические рекомендации  по внедрению стандартов на процессы выполнения работ, направленная на повышение качества и безопасности в строительстве, следуя которой члены СРО оказывают свои услуги на должном высоком уровне, в том числе получают возможность осуществлять работы на особо опасных, технически сложных объектах и объектах использования атомной энергии.


Контактное лицо от организаторов Всероссийской конференции «Стратегия развития строительной отрасли в Российской Федерации» -  Группы саморегулируемых организаций СРО АСК «МСК» и СРО АПК «МАП»:


Вязовиченко Ольга Вадимовна

Тел.: +7 (495) 797-42-67, E-mail: vyazovichenko-ov@mail.ru


1.  Программа конференции - https://cloud.mail.ru/public/2wGY/36NMNADfJ

2.  По итогам пленарного заседания сформированы тезисы - https://cloud.mail.ru/public/EvPG/3FG5uFuS3

3.  Презентации докладчиков Пленарного заседания  - https://cloud.mail.ru/public/4vv5/w9jV5GphU

4.  Презентации докладчиков Секции 1 «Развитие BIM-технологий в России» - https://cloud.mail.ru/public/5NuT/2LWcmHhRL

4.1. Видео выступления докладчиков Секции «Развитие BIM-технологий в России» - https://www.normacs.info/articles/778

5.  Презентации докладчиков Секции 2 «Ценообразование в строительстве» – https://cloud.mail.ru/public/2N1F/3E4zGzwZi

5.1. Видео выступления докладчиков Секции «Ценообразование в строительстве» - https://www.normacs.info/articles/779

6. Презентации докладчиков  Секции 3 «Влияние государственных и корпоративных закупок  на строительную отрасль» – https://cloud.mail.ru/public/4Xz1/2Te2vVTZu

7.  «Концепция внедрения системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства с использованием технологии информационного моделирования в Российской Федерации» - https://www.faufcc.ru/cifrovoerazvitie/bim/kontsepciya/index.php?sphrase_id=15653  

 8.  Информация о ходе разработки «Стратегии развития строительной отрасли в Российской Федерации до 2030 года» - www.stroystrategy.ru 


Возврат к списку